«Костюмированная игра „ — так переводится изобретенный в Японии англоязычный термин «cosplay « (Costumed Play) . В первом приближении многие склонны относить косплей к бал — маскараду. Другие считают, что такое сравнение сродни представлению, что аниме — это «японские мультики «, а манга — «детские комиксы «. Принципиальные споры на этот счет, похоже, не закончатся никогда, но существует данное основателями жанра определение. Оно очевидно, но каждый в свою очередь пытается сформулировать его в более удобной и понятной форме.
Косплей — это своеобразный «театр «персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и т. д.) . Иными словами, традиционное определение косплея подразумевает исключительно японский антураж.
Зарубежные косплееры утверждают : «Ты должен доказать, что ты — и только ты — лучше всех играешь своего персонажа, ты — это он! “. Это утверждение звучит категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея — максимальное соответствие своему персонажу, желание «вызвать «его на сцену с экрана телевизора или листка манги, и представить всем, будто бы он существует на самом деле.
Косплей в Японии, а также во многих западных странах, развивался в тесной взаимосвязи с сообществом поклонников научной фантастики и фэнтези (иными словами, фэндомом) . Так как аниме — фэндом не всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты перенимали опыт моделирования костюмов и мастерство постановки у представителей ролевого движения.
Во второй половине 1980- х зарубежный косплей вышел на международный уровень в форме специальных фестивалей (косплей — конов ), а также в виде секций косплея на крупнейших аниме — конах. Являясь по сути дела фэнским творчеством, косплей за рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм — производителей костюмов и атрибутики для косплея.
В свою очередь, в Японии косплей успел стать частью национальной культуры и обыденной жизни. Так, например, косплей проводится на презентациях видеоигр, на различных национальных и детских праздниках, на кинофестивалях и различных событиях, в основном посвященных аниме.
Российский косплей все еще находится в стадии зарождения, и существует в основном на уровне индивидуальной самодеятельности. Энтузиасты собственными усилиями подбирают себе костюмы, нередко шьют и изготавливают атрибутику собственноручно. Дороговизна покупки или изготовления качественного костюма порой выступает главной причиной задержки повсеместного распространения косплея в России.
Эта проблема хорошо знакома участникам ролевого и реконструкционного движения. В то же время нередко сказывается историческая разобщенность российского аниме — фэндома и участников ролевых игр на местности. Представители ролевого движения, как правило, непосредственно знакомы с технологией изготовления игровых костюмов, и некоторые ролевики принимают участие в косплее.
Разобщенность сказывается не только на уровне фэндомов, но отчасти и внутри них. Серьезные прорехи в организации препятствуют продвижению косплея на минимальный уровень праздничных мероприятий, способных показать массовость явления косплея и стимулировать энтузиастов. Реконструкторские клубы России, в свою очередь, добились определенных успехов на этом поприще. К примеру, известны случаи официальных выступлений на городских праздниках, участия в телепередачах.
К счастью, в аниме — косплее за последнее время наметились существенные сдвиги, которые не могут не радовать. Повышается и уровень сложности костюмов, и уровень организации косплей — вечеринок … Не исключено, что мы находимся на грани большого косплеерного прорыва. Важно лишь, чтобы развитие было поступательным, а обмен опытом — постоянным. В противном случае «новые люди «обречены повторять сделанные первопроходцами ошибки.
• Задумайтесь об узнаваемости персонажа . Далеко не все персонажи и далеко не все костюмы легко узнать. Скажем, многие герои ходят в обычной японской школьной форме. Ее просто воспроизвести, но зрителям будет трудно угадать, чей именно это костюм. С другой стороны, вы можете сделать сложный и уникальный костюм персонажа из аниме, которое мало кто видел. И эффект от такого костюма тоже будет испорчен. Зрители будут не любоваться, а гадать и спорить. Кстати, весьма приблизительно сделанный костюм всем известного персонажа может произвести больший фурор, чем точно воспроизведенный наряд малоизвестного героя. Сознание зрителей «допишет «костюму хорошо известные черты, даже если они там только намечены.
• Прежде чем планировать костюм , решите , какое впечатление вы хотите произвести . Если вы надеваете необычный костюм и появляетесь на людях, то вы, очевидно, надеетесь стать центром внимания. Важно заранее представить — какого именно внимания. Скажем, вы надеетесь, что все заметят, как точно подобран цвет юбки, а всех замечают только то, какая она короткая. Перед тем, как выйти на публику, встаньте перед зеркалом и попытайтесь посмотреть на себя со стороны. Еще лучше — попросите прокомментировать ваш костюм кого — нибудь из честных друзей. Не забудьте подвигаться — вы помните, что при движении короткая юбка задирается? В любом случае, будьте готовы к тому, что костюмы косплея часто повод для веселья, а не для восторгов. Если над вами смеются — смейтесь вместе со всеми.
• Косплей — это не только костюм , но и человек . Как известно, многие персонажи аниме и манги отличаются «нечеловеческими «пропорциями, которые в реальной жизни встречаются довольно редко — и обычно не у тех, кто занимается косплеем. Какие — то особенности фигуры можно компенсировать, какие — то — нет. Однако на практике наиболее заметны не «неточности «костюма, а «неточности «того, кто его носит. Освойтесь со своим костюмом. Носите его естественно. Отрепетируйте наиболее выигрышные варианты позирования. Постарайтесь не только надеть костюм персонажа, но и подражать его походке, жестам, темпераменту … Этими нехитрыми приемами можно произвести намного большее впечатление, чем физиологической точностью.
• Костюм — это не только верх , но и низ . Не забывайте, что костюму должна соответствовать обувь (особенно если косплей проводится в теплом помещении, где обувь не диктует погода) . Как минимум, она должна быть не менее чистой, чем костюм. Впрочем, если у вас нет обуви, точно соответствующей костюму, просто постарайтесь, чтобы это не было заметно. Обычно простых и не бросающихся в глаза ботинок вполне достаточно, чтобы дополнить точно сделанный верх костюма. На ноги люди обращают внимание в последнюю очередь.
• Не забудьте про причиндалы . В состав многих костюмов входят волшебные палочки, мечи и прочие полезные предметы. Воспроизведите их! Хорошо сделанный бутафорский меч может скрыть немало мелких огрехов в костюме, и вы произведете на аудиторию куда более сильное впечатление. И обязательно сделайте для него нейтральный (в смысле — не похожий на ножны) чехол для переноски. Наша милиция любит ссориться со всеми, кто носит по улице нечто, напоминающее боевое оружие.
Лучше жевать , чем говорить . Если косплей проводится организованно, и вам предстоит выйти на сцену, придумайте себе номер. И, если это возможно технически, номер с движением и соответствующей музыкой. Помашите мечом, станцуйте (если умеете) , изобразите боевую позу персонажа, спойте под фонограмму … Разговорную часть выступления лучше сократить до минимума — скажем, стандартной речевки вашего героя. Практика показывает, что четко и убедительно говорить существенно сложнее, чем убедительно двигаться в костюме (особенно если вы не профессиональный актер) . Именно поэтому статистов в кино часто набирают с улицы. К тому же, ваша цель — продемонстрировать крутость костюма и ваше умение чувствовать себя в нем естественно. А сказать что — нибудь умное можно и так.
• Найдите свою пару . Многие персонажи связаны теми или иными взаимоотношениями. Если в косплее участвует ваша аниме — пара, попытайтесь с ней договориться и придумать какой — нибудь совместный номер. Особенно это актуально, если для вашего персонажа сложно придумать одиночный номер. Кстати, если ваши костюмы отдельно трудно узнать
• Нет черному под белым ! Классический совет, о котором часто забывают. Ни в коем случае не надевайте темное нижнее белье под светлый верх — просвечивает. Конечно, если вы не хотите, чтобы зрители изучали ваш бюстгальтер, а не рубашку на нем.